среда, 20 января 2010 г.

Интерактивное спутниковое ТВ от "Рикор"


С весны 2009 года на рынке спутникового телевидения стартовал новый проект от компании "Рикор". Для России вещает целых шесть операторов спутникового ТВ. Однако "Рикор" предлагает нечто большее, чем просто обычное линейное ТВ. Телезритель имеет возможность не подстраивать свои вкусы под идеологию существующих каналов, а создать свой собственный канал из передач различных производителей, не заботясь при этом о возможном наложении сетки вещания и т.п. Это дополнительное удобство для того зрителя, который знает, чего хочет, и готов активно участвовать в процессе телесмотрения, сообщает telemultimedia.ru.

Подробнее об интерактивных услугах

Но что представляет собой интерактивность от "Рикор"? В первую очередь, это технология передачи и распознавания абонентской приставкой информационных меток и данных, "подмешанных" в основном спутниковом сигнале и использование обратного канала (приставка подключается к интернету через Ethernet или через встроенную SIM-карту).

С точки зрения потребителя, интерактивное ТВ на сегодняшний день включает:

Интерактивную программу передач, доступную при помощи пульта на экране ТВ. Для каждого канала предполагается список программ со временем их выхода и подробной аннотацией. Интерактивная программа позволяет найти нужную передачу по названию или жанру, получить информацию о текущей просматриваемой программе и о том, что идет в данный момент по другим каналам. Список эфирных каналов в Телегиде можно расположить по частоте просмотра или собрать по тематикам. С помощью программы передач можно запланировать запись не просто конкретного фильма, а выбрать набор критериев, в соответствии с которыми на жесткий диск приставки будут записываться фильмы, сюжеты или сериалы. Это, по сути, и есть Персональный канал, формируемый после составления расписания записи без пользовательского участия. Программное обеспечение приставки позволяет создавать на одном устройстве несколько персональных каналов (их количество лимитируется только объемом жесткого диска - если каналов много, они получатся короткими); единственное ограничение состоит в том, что одновременно запись может вестись не более чем с пяти каналов. Персональный канал можно сформировать и автоматически, на основании данных, полученных в результате мониторинга телесмотрения зрителя: что было просмотрено, понравилось ли (абонент может ставить оценки). На основе проведенного анализа приставка "самообучается", то есть может в будущем давать рекомендации по просмотру тех или иных передач/ фильмов.

Возможность "отмотать" эфир назад для просмотра пропущенного фрагмента или записать целую программу, даже если команда о записи была дана уже после начала вещания. Записанные в архиве передачи можно редактировать, вырезав, к примеру, неинтересные фрагменты.

"Активные новости". Зритель выбирает то, что он хочет смотреть, формируя для себя персональный блок новостей. Информационный выпуск представляет собой подборку сюжетов канала "Вести 24" с краткими текстовыми аннотациями. Каждый новостной сюжет дополняется справочной информацией: биографическими сведениями известных лиц, упомянутых в новости, расшифровкой специализированных терминов и т.п. Подробнее на активных новостях мы остановимся далее.

Прием платежей за услуги. В частности, с экрана телевизора уже сейчас можно оплатить услуги "Рикор".

Интерактивные каналы, позволяющие получать дополнительную информацию, участвовать в викторинах и розыгрышах, не проходя этап дозвона в студию, отправлять письма и вопросы в студию прямо с экрана телевизора.. На данный момент все эти интерактивные возможности представлены на собственном телеканале холдинга - "Телевизионном Дамском Клубе" (ТДК). Не менее интересен аудитории и интерактивный футбол, позволяющий получать дополнительную информацию по игре прямо на экране: данные по игрокам, турнирную таблицу, информацию о тренерах, судьях, клубах. Интерактивный футбол реализован в тестовом режиме на каналах "Россия2" и ОРТ.

Учитывая, что технология уже разработана, протестирована и работает, список услуг - лишь вопрос маркетинговой политики компании "Рикор" и заинтересованности каналов пакета. Сейчас достаточно сложно предсказать, в каком направлении будет развиваться комплекс предлагаемых сервисов, так как для потребителя это что-то принципиально новое; соответственно, невозможно дать прогноз относительно будущих потребностей абонентов.

Интерактивность изнутри

Фактически, интерактивное ТВ позволяет отказаться от восприятия эфирного канала как элементарной составляющей телевидения, перейдя вместо этого к "квантованию" вещаемого контента на отдельные передачи и даже сюжеты.

Можно выделить два основных элемента, лежащих в основе интерактивности: службу модераторов в офисе компании и абонентские терминалы (приставки). Если первый элемент отвечает за формирование разметки и ее добавление в эфирный сигнал, то второй позволяет расшифровать метки и представить нужную информацию на телевизионном экране. Остановимся на обоих элементах подробнее.

Модерирование в офисе "Рикор"

Очевидно, что автоматически невозможно обеспечить реализацию действительно качественной интерактивности. Если забыть о существовании технологий "Рикор", то интерактивное телевидение можно лично для себя построить, например, при помощи ТВ-тюнера, подключенного к компьютеру. Программное обеспечение позволяет ставить трансляцию на паузу (записывая эфир на жесткий диск компьютера), составлять расписание записи программ с точными установками времени начала и конца записи. Однако вся эта интерактивность требует достаточно масштабной предварительной подготовки: необходимо регулярно просматривать программу передач, составлять расписание записи, систематизировать записанный материал и т.п. Кроме того, далеко не все услуги можно реализовать таким путем. К примеру, совершенно невозможно записать передачу, проявив интерес к ней лишь в середине.

"Рикор" предлагает несколько иной подход. Здесь практически всю предварительную работу выполняют модераторы, один раз и для всех абонентов размечающие программу передач. Модераторы определяют жанровую принадлежность передач, тематику, создают аннотации, расставляют метки начала и конца, "прикрепляют" дополнительную информацию. Их работа не подразумевает творческой составляющей - они не пишут биографии и заметки о странах, а берут эту данные из официальных источников. От того, насколько качественна будет выполнена модераторская разметка, всецело зависит удовлетворенность зрителя продуктом "интерактивное телевидение": точность классификации передач, адекватность рекомендаций и т.п. Автоматические метаданные телепередач при анализе видеопотока в приставке не используются, используется своя разметка.

Некоторые проблемы возникают при изменении сетки вещания - например, когда в футбольном матче игрокам предоставляется дополнительное время. Есть так называемые защитные промежутки, до начала трансляции и после. Если сдвижки нет, то запишутся последние кадры предыдущей и следующей передач. Однако эти защитные промежутки могут оказаться недостаточными, тогда часть передачи не запишется.

Поддержка интерактивности абонентскими приставками

Вторым элементом, позволяющим реализовать комплекс услуги интерактивного телевидения, является абонентская приставка. На нее возложена "обязанность" принимать сигнал, расшифровывать его и "сортировать" в соответствии с пользовательскими предпочтениями и замешанной в сигнале информацией. Вне зависимости от того, смотрит зритель в данный момент какой-то канал или нет, в соответствии с заранее созданным расписанием (или расписаниями, если задано более одного персонального канала), приставка ведет запись передач и фильмов. Предполагается, естественно, что приставка включена, а сигнал идет с нужного спутника. Как упоминалось выше, одновременно запись может идти не более чем с пяти каналов. Кроме того, при обычном просмотре какого-либо канала постоянно создается некий "буфер" из записанного материала. Это позволяет пользователю при необходимости перемотать эфир назад к началу передачи или же отметить всю передачу на сохранение, если вдруг в середине просмотра она ему приглянулась.

"Сердце" приставки под управлением ОС Linux - жесткий диск, где сохраняется записанная информация. С его помощью приставка превращается в хранилище со своей системой систематизации и классификации. Очевидно, что рано или поздно свободное место на приставке закончится. В этом случае программное обеспечение устройства возьмет на себя принятие решения о том, что удалять. Жесткий диск приставки логически поделен на несколько разделов: под архив, персональный канал и т.п. Кроме того, действует система рейтингов передач и фильмов; таким образом, дольше всего сохраняется контент с высоким рейтингом и любимые пользователем фильмы, а вот просмотренные передачи, не вызвавшие пользовательский интерес, будут удалены в первую очередь.

К сожалению, возможность передачи данных с приставки на внешние носители не реализована. Теоретически (при помощи, как это называется, "ручного вмешательства") данные можно скопировать с жесткого диска, однако записаны они в специфическом формате, для которого не существует средства просмотра на компьютере. Естественно, компания не раскрывает информацию о формате, дабы он оставался действительно защищенным вариантом хранения защищенного авторским правом контента.

На данный момент продаваемые модели приставок не предполагают увеличения объема хранилища, как и не позволяется подключения внешних носителей. Однако в будущем компания обещает поддержку практически любых USB-носителей. На сегодняшний день же приставку можно возить, к примеру, на дачу, используя как переносное хранилище для фильмов.

Для удобства использования интерактивных сервисов приставка позволяет подключать внешнюю USB-клавиатуру. Обратный канал может быть реализован как при помощи GPRS-соединения, так и через подключение по локальной сети.

Для передачи защищенной информации используется система условного доступа Conаx, а при платежах через приставку - для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0.

Активные новости

Наиболее интересна с технологической точки зрения интерактивность, выражающаяся в персонализации выпусков новостей. Как упоминалось выше, с точки зрения пользователя, персонализация новостей означает возможность выбрать новостные сюжеты по своему вкусу. Не секрет, что в выпусках новостей сюжеты традиционно идут блоками: "горячее", "экономика", "политика" и т.п. Однако редко находится человек, который сознательно пропускает те или иные блоки. Обычно просматривается весь выпуск, а на ненужных сюжетах просто не акцентируется внимание. Здесь же зритель из каталога новостей заранее имеет возможность выбрать интересные ему тематики, дабы в будущем не терять времени на просмотр ненужной информации. Интерактивность телевидения в принципе ориентирована на то, чтобы экономить время зрителя, избавляя его от лишней информации и добавляя полезную.

После составления собственного новостного канала телезритель имеет возможность в любой момент включить телевизор и просмотреть сформированный под его интересы новостной блок. Естественно, персональный канал доступен не моментально после создания, а лишь после того, как будет получено очередное обновление. До этого момента доступен для просмотра последний новостной блок.

На данный момент обновленные версии размеченных новостных выпусков рассылаются четыре раза в сутки. В принципе, ничего не мешает компании в будущем увеличить число обновлений, расширив штат отдела модераторов и ускорив тем самым его работу. Технология уже отработана и услуга уже почти "резиновая" с точки зрения масштабирования по времени. Однако на данный момент маркетинговые исследования показывают: для зрителей важнее получить блок полезной информации в удобное им время, нежели сделать это максимально быстро после появления данных в эфире. Для получения информации о последних событиях или актуальных биржевых котировках всегда можно просмотреть выпуск новостей в прямом эфире.

Чтобы зритель мог экономить свое время, редакторы в офисе "Рикор" в прямом эфире просматривают выпуски новостей и присваивают новостным сюжетам соответствующие метки-атрибуты. Предварительная классификация новостей существует у самих новостных каналов: выпуски всегда построены по определенным правилам, которые не являются коммерческой тайной и могут использоваться модераторами в работе. Модераторы уточняют эту предварительную классификацию, расставляют метки "начала" и "конца" сюжета, дополняют его некой логически связанной информацией. К примеру, если речь идет о политических событиях в Уругвае, будут даны основные геополитические данные о стране. Если о политике или другой известной личности, зритель сможет получить основные биографические сведения.

Безусловно, работа модераторов не мгновенна. Характеристику жанру новости и метки начала/ конца можно расставлять на лету, а вот сбор дополнительной информации требует времени, что выливается в небольшую задержку собственного "выпуска" "Рикор" относительно прямого эфира (в районе часа). Подобная задержка не сказывается на потребительских качествах новостной подборки как продаваемого продукта, так как многие новости в дневном эфире повторяются и пользователь, если не готово очередное обновление, может без ущерба для информационной составляющей посмотреть предыдущий "выпуск". Услуга не ориентирована на мгновенное реагирование, она представляет собой некий дайджест из событий дня.

Добавленная редакторами информация кодируется и подмешивается при помощи мультиплексора на передающем центре в основной спутниковый сигнал.

На самом детальном уровне картина выглядит следующим образом. Общий цифровой поток (117 Мбит в секунду), включающий около 30 каналов с их интерактивностью, разбит на пакеты по 188 бит, у каждого из которых есть собственный PID. Поток принимается приставкой и логически "разбирается" при помощи организованной таблицы Programm Associated Table (PAT), где указаны существующие в некотором количестве "подчиненные" таблицы, отвечающие за отдельные каналы - Program Map Table (PMT).

Каждая отдельная PMT определяет, из каких данных состоит данный канал. Для обычного (неинтерактивного) канала - это видео- и аудиопотоки, с которыми при помощи таблицы PMT ассоциируются пакеты с определенными PID. Если канал интерактивный, то в PMT содержится дополнительная информация о событиях и данных, которые следует ожидать в потоке, с указанием соответствующих PID пакетов. К слову, интерактивные каналы в программе передач отмечаются особым символом.

Для интерактивного новостного канала существует отдельный тип PMT. Как и в случае с другими интерактивным каналами, PMT содержит информацию о типах пакетов и их PID, которые следует ожидать. Однако помимо этого, новостной выпуск имеет свою версию. При обнаружении в принимаемом сигнале пакетов новостного канала запись стартует автоматически, после чего происходит сравнение версии вещаемого выпуска новостей с записанным ранее на жесткий диск приставки. Если в данный момент транслируется обновление, то новый выпуск замещает предыдущий. Если же версии совпадают, то выпуск пропускается.

После получения всех данных программа приставки должным образом складывает потоки и зритель получает то, что ждет.

По сути, интерактивные новости - это вариант push VOD - видео по запросу, в котором контент загружается на приставку пользователя со спутника в соответствии с программой вещания в отдельном канале вещания. Приставка затем фильтрует новости в соответствии с заранее отобранными персональными критериями, а телезритель потом дополнительно выбирает, что именно из этих новостей он хочет просмотреть - возможно, часть он уже видел в прямом эфире.

Естественный шаг развития услуги активных новостей - представление новостных сюжетов с разных телевизионных каналов. Разработанная и обкатанная технология позволяет использовать неограниченное число источников, представляя зрителю более объективную информацию. Такая услуга была бы интересна совсем другой категории зрителей с более высоким уровнем образования, кому важно сравнить позиции разных новостных агентств для получения более объективной картины дня. Однако здесь компания "Рикор" столкнулась с трудностями правового характера. Таким образом, развитие в этом направлении приостановлено и на данный момент возможность не востребована.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Постоянные читатели