четверг, 29 апреля 2010 г.

«Мосфильм» открыл портал

Кинокомпания «Мосфильм» официально открыла свой кинопортал, который в тестовом режиме работает с прошлой недели. Кинопортал «Мосфильма» – по сути, архив кинолент студии с разным уровнем доступа. Часть можно увидеть только платно: 25 рублей за онлайн-просмотр и 65 рублей за скачивание. Другие – бесплатно, в виртуальном кинотеатре с фиксированным расписанием.
Сейчас на сайте доступно 140 фильмов, к июлю, как обещает студия, добавится еще столько же, а в перспективе их будет до 2500. Костяк архива – мосфильмовские хиты, такие, как «Андрей Рублев», «Анна Каренина», «Бриллиантовая рука», «Вокзал для двоих», «Вечный зов», «Асса» и др.

«Мосфильм» – единственная крупная российская постсоветская кинокомпания, у которой сохранились права на собственные фильмы. И, учитывая общий тренд, логично, что киностудия попыталась воспользоваться этим своим конкурентным преимуществом и заявить о себе в интернете. «Мосфильм» – это первый крупный правообладатель в России, который рискнул сам выложить в сеть часть своей библиотеки, а не воспользовался услугами сторонних порталов.

С другой стороны, понятно, что в ближайшие годы портал ничего не заработает и на пиратский интернет-рынок никак не повлияет. Понятно, что потенциал спроса ограничен: фильмы в интернете, в принципе, мало кто покупает, а  к интернет-платежам люди почти не приучены. Если и есть спрос, то на премьеры и эксклюзив. А кто будет в тысячный раз смотреть в сети «Бриллиантовую руку»? Так что на рынке, вероятно, ничего не изменится. Та же история, например, и с телеканалами. Вызов со стороны интернета есть, игнорировать его невозможно, но большинство попыток бизнеса как-то заявить о себе в новой среде оказываются такими вот «недособытиями».

Если ничего не получается, может, и не пытаться? Пытаться, но по-другому. Возможно, «Мосфильму» стоило, трезво оценив положение дел, сознательно ограничить масштаб своей интернет-экспансии и аудиторный замах. Пользователь, который вдруг зачем-то решил отыскать «Вокзал для двоих» в интернете, всегда быстро , легко и бесплатно найдет нужную картину: сайтов, ее предлагающих, десятки. Нужно приложить невероятные усилия, чтобы из множества ссылок выбор пал именно на легальный портал с платным доступом. На этом поле война с нелегальными игроками проиграна заранее и бесповоротно.

А вот чем эксклюзивней ниша – тем больше шансов на успех. Этот нехитрый тезис подтверждает Эфе Какарел – основатель набирающего популярность интернет-кинотеатра The Auteurs. Он среди прочего говорит о неповоротливости американских и европейских кинокомпаний. Те, «как слоны, вваливаются в сеть и хотят всего и сразу. Они не привыкли сегментировать аудиторию, они привыкли работать с бесконечным большинством. Поэтому у нас всегда будут шансы выплыть в этой мутной воде», – считает Какарел. The Auteurs, легальная база кино в оболочке социальной сети, сегодня для многих – образец для подражания. В базе интернет-кинотеатра (а это более 8000 фильмов; часть из них можно смотреть бесплатно, часть – за $3–5) есть и общепризнанная классика. Но ставка сделана на ленты современных независимых режиссеров, многие из которых на других ресурсах найти, конечно, можно, но трудно.

«Мосфильму» не сформировать интернет-коллекцию кино, сравнимую с базой The Auteurs. Но этого и не нужно. У кинокомпании большой архив собственных редких фильмов. Покопайтесь в каталоге «Мосфильма». Просто, навскидку. Фильм «Айна» 1930 года по рассказу Андрея Платонова, малоизвестная «Да здравствует Мексика» по сценарию Эйзенштейна, совместная советско-итальянская кинолента «Жизнь прекрасна» Григория Чухрая – список можно продолжать и продолжать. Это и есть тот капитал, который нужно использовать в новой для «Мосфильма» среде. Продавать «Бриллиантовую руку», как это ни обидно правообладателю, уже бессмысленно. Продавать кинематографическую редкость сложно, но реально.

Еще одна цитата из Какарела: «Есть два варианта. Первый: предлагать последнего Спилберга, он поделится своей популярностью, но ты потеряешься среди тех, кого он щедро одарил своей популярностью в то же самое время. Второй: предлагать малоизвестного корейского режиссера. Его посмотрит в год тысяча человек – но это уже твоя аудитория, которой ты не с кем не делишься». У «Мосфильма» выбора еще меньше. Бестселлеры советского проката давно отдали свою популярность в интернете другим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Постоянные читатели